Министерство
труда и социальной политики
Луганской Народной Республики

» » Интервью начальника управления по вопросам прохождения государственной службы Министерства труда и социальной политики ЛНР Олега Сидоренко

Интервью начальника управления по вопросам прохождения государственной службы Министерства труда и социальной политики ЛНР Олега Сидоренко

Интервью начальника управления по вопросам прохождения государственной службы Министерства труда и социальной политики ЛНР Олега Сидоренко

О становлении, ежедневной работе и перспективах органов государственной гражданской службы Республики в День государственного служащего ЛИЦ рассказывает начальник управления по вопросам прохождения государственной службы Министерства труда и социальной политики ЛНР Олег Сидоренко.

– Олег Петрович, вы стояли у истоков формирования органов государственной службы Республики. Как оно происходило?

– Еще 25 августа 2014 года одним из первых указов главы ЛНР в Республике были созданы первые восемь министерств: здравоохранения, образования, юстиции и другие. Соответственно, начались первые шаги по созданию государственных органов, системы государственного управления. Естественно, возникли вопросы, что за люди пришли на госслужбу, какими знаниями, квалификацией, умениями они должны обладать. Многие из них еще ходили в военной форме, безусловно, все они были патриотами, носителями идей Республики. Но в то же время они должны были соответствовать определенным требованиям, которые общество всегда выдвигает к тем, кто отождествляет себя с государственной властью.

Необходимо было создать и законы, и определенные правила для людей, работающих в государственных органах. Поэтому уже в конце сентября 2014-го я обратился к руководству Республики с предложением о создании органа, который бы занимался вопросами государственной службы ЛНР. И нашел полное понимание, у нас состоялось несколько встреч. Очень серьезно, дотошно, скрупулезно вникал в эти вопросы тогдашний председатель Совета министров Геннадий Николаевич Цыпкалов. Конечно, немного настораживало то, что я представлялся в то время как бывший начальник управления национальной государственной службы Украины. Но, если отбросить политику, это отождествлялось с определенными профессиональными качествами, опытом в этих вопросах.

В результате 15 октября 2014 года вышел указ главы ЛНР о создании управления по вопросам государственной службы Республики, а я был назначен на должность его начальника. Позднее, 25 ноября, указом главы была создана система исполнительных органов государственной власти, которая уже четко классифицировала министерства, комитеты, инспекции, службы и так далее. Этим документом наше управление было реорганизовано в Государственный комитет по вопросам государственной гражданской службы и кадров ЛНР. Потом были еще трансформации, которые, наверное, отражали определенные этапы государственного строительства Республики.

Поначалу в нашем управлении работало всего пять человек. Конечно, мы столкнулись с тем, что необходимо выполнить довольно большой объем работы. Во время бесед с руководством Республики было однозначно определено: ни о какой трансформации законодательства Украины, ни о каком продолжении традиций мы говорить не будем. Невозможно это было обсуждать с учетом агрессии этого государства. Было полное единодушие в том, что в этих вопросах для нас очень важен опыт Российской Федерации. Словом, мы четко определили для себя вектор создания нормативно-правовой базы государственной службы ЛНР.

С этой целью была создана рабочая группа, в которую вошли 15 наиболее активных представителей действовавших на тот момент министерств и ведомств, которые имели по прошлой своей работе представление об институте государственной службы.

На первых этапах мы сумели подготовить и направить для рассмотрения в Народный Совет четыре законопроекта. Один из них – базовый – о системе государственной службы, который давал характеристики различным ее видам. Основой стал российский закон, который мы немного модернизировали с учетом наших реалий. Если в законодательстве Российской Федерации предусмотрено три вида госслужбы – военная, гражданская и правоохранительная, то мы добавили к ним еще и службу защиты населения, подразумевая, что это служба МЧС.

Кроме того, мы определили, что в дальнейшем каждый вид госслужбы должен развиваться по своим отраслевым законам. И оговорили, что на период военного положения в Республике больше будем заниматься государственной гражданской службой. Потому что есть своя специфика у правоохранителей, у военных, и мы пока будем только оказывать им определенную консультационно-методическую помощь в рамках общего поля государственной службы.

Помимо этого, члены рабочей группы предложили проекты законов о противодействии коррупции, об антикоррупционной экспертизе, о государственных должностях.

В марте-мае 2015 года мы плодотворно работали с депутатами Народного Совета: Ольгой Кобцевой, Денисом Мирошниченко, Дмитрием Сидоровым, Валерием Галинкиным и другими. За четыре месяца нам удалось разработать проекты серьезнейших базовых законов, позволивших создать более полусотни нормативных правовых актов, по которым и сейчас живет и развивается государственная служба ЛНР. Теперь кажется, что это было практически невозможно. Но мы сделали это.

Закон "О системе государственной службы ЛНР" был принят 15 мая 2015 года. А через месяц – 15 июня – он вступил в силу. Поэтому именно в этот день в Республике отмечается профессиональный праздник государственных служащих, который был учрежден в 2016 году. Он объединяет не только работников всех министерств, ведомств, администраций городов и районов, судов, но и сотрудников органов МЧС, правоохранительных служб, а также тех, кто сейчас защищает рубежи нашей Республики. Это наш общий праздник.

– Что сегодня представляет собой система органов государственной службы Республики?

– Это более полусотни государственных органов, в том числе 18 министерств. Все они работают с очень четко поставленными задачами и целями, определенными в соответствующих положениях. В органах государственной гражданской службы – министерствах, государственных комитетах, государственных службах и инспекциях – трудятся более восьми тысяч сотрудников. Интересно, что подавляющее их большинство – женщины. Так что можно смело перефразировать классика: у государственной гражданской службы ЛНР – женское лицо (улыбается).

И еще один момент. В 2015 году, после принятия закона, мы выступили инициаторами проведения первичной аттестации, чтобы понять качественный квалификационный состав наших государственных служащих. И когда увидели, что в наших госорганах люди с высшим образованием составляют около 90%, это не могло не обрадовать. Это достаточно образованные, эрудированные и способные выполнять поставленные задачи сотрудники.

– Как сегодня развивается, совершенствуется государственная гражданская служба Республики? 

– В 2016-2017 годах мы говорили в основном о реализации норм нашего базового закона, в котором, к слову, 70 статей, об исполнении более 50 нормативных правовых актов, о различных системах контроля деятельности госслужащих – проведении проверок, организации работы комиссий по соблюдению служебной этики, предотвращению конфликта интересов в государственных органах. По сути, мы совмещали и практику, и теорию сразу. Достаточно сказать, что в треть упомянутых мной актов были внесены изменения, они были усовершенствованы исходя из практического опыта.

А сейчас мы начинаем уделять больше внимания способам привлечения на государственную гражданскую службу, прозрачности конкурса, особенностях отбора на госслужбу, системе профессиональной подготовки государственных гражданских служащих, усилении требований к образованию.

К примеру, в 2017 году встал вопрос о том, что молодежь, которая наиболее активно проявляет себя в строительстве нашего молодого государства, в силу требований закона, квалификационных требований не может замещать должности государственной гражданской службы. Ведь существуют определенные подходы к образованию, стажу, в том числе и государственной гражданской службы. Откуда у молодых людей это возьмется? Мы провели несколько встреч с молодежными активистами "Молодой гвардии", "Мира Луганщине", разработали для них специальный семинар "Введение в государственную гражданскую службу", увидели у них очень большой интерес к этим вопросам. И, в конечном итоге, вместе с ними подготовили предложения, на основе которых были внесены изменения в указ главы о квалификационных требованиях к госслужащим. Мы их, так сказать, немного растянули во времени. Законодательно утвержденные нормы мы растянули до 2020 года, а в 2017-м требования, к примеру, по стажу были сняты. Требования по образованию пока снизили, и с каждым годом они будут потихоньку прирастать. Я считаю, что этим мы широко открыли для молодежи двери, и государственные органы Республики будут постепенно обновляться. Да уже и сейчас у нас в некоторых структурах работает до 30% молодежи, а в целом по Республике этот показатель – чуть больше четверти. По-моему, это хорошо, когда каждый четвертый в государственном органе власти – молодой человек до 35 лет. Ведь наша молодежь целеустремлена и энергична, именно она дает новые импульсы работе государственных органов.

Задачи 2018 года мы видим, условно говоря, в двух направлениях.

Первое – это дополнительное профессиональное образование и подготовка профессиональных кадров для государственной гражданской службы. В Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко работает кафедра государственной службы, она может выпускать магистров. Сейчас ведется работа по утверждению государственных стандартов по этим специальностям, которая заканчивается буквально в ближайшие дни.

Мы говорим о том, что госслужащим необходимо постоянно обновлять полученные знания, ведь уже становится реальностью цифровизация правительства, экономики и многое другое. Это требования современности, которым нужно соответствовать. Для этого необходима поддержка государства, это должно делаться удобными для людей способами. Речь идет, к примеру, о заочно-дистанционной системе, чтобы в наше непростое время коллеге из Свердловска или Ровеньков не нужно было приезжать для обучения в Луганск. Возможно, это будет несколько учебных заведений. Это довольно обширная программа, и сейчас мы совместно с Советом министров при поддержке администрации главы ЛНР создаем рабочую группу для разработки соответствующих нормативных правовых актов.

Второе направление – это совершенствование работы с молодежью. Раньше, в 2016-2017 годах, она выглядела, скорее, как ответ на запрос. Пришли к нам, допустим, Виталий Павлюк, Настя Воропаева, другие энтузиасты со своими предложениями – мы ответили на этот запрос, разработали программу 20-часового семинара, отчитали примерно для 50 человек. Но это были определенные разовые акции. Сейчас эта работа будет носить более системный и перспективный характер. Мы будем больше выходить и на студенческие аудитории, и на еще более раннюю профориентацию и тестирование школьников, в том числе учащихся начальной школы и даже воспитанников старших групп детских садов. Ведь в любом возрасте можно увидеть какие-то способности, в том числе и лидерские. Но это, конечно, вопросы перспективы.

– А пока наша молодая Республика работает над реализацией Программы-2023. Как вы видите роль госслужащих в этих процессах?

– Программа-2023 – это наша первая пятилетка, ключевые вопросы развития Республики. И очень важно за общими направлениями увидеть непосредственных исполнителей. Безусловно, не в последнюю очередь это наши коллеги. Никакая реформа образования или здравоохранения не будет эффективной без участия сотрудников соответствующих министерств – главных специалистов, начальников управлений, руководителей секторов. От их профессионализма и подготовки, безусловно, и будет зависеть успех реализации этой программы. Нужно создать такие условия, чтобы каждый государственный служащий видел свое конкретное место и роль в этих процессах. К примеру, пенсионеры, внесшие свои предложения в Программу-2023, уже не будут адресовать возникающие у них вопросы главе Республики – они будут спрашивать с сотрудников управлений труда и социальной защиты населения на местах. И если каждый госслужащий не увидит свое личное место в реализации этой программы, не поймет его важности, успеха, я думаю, мы не добьемся.

Кроме того, одной из важнейших наших задач остается разработка мероприятий, инструментов, принципов, механизмов противодействия коррупции, на чем в Программе-2023 сделан особый акцент.

– В Республике активно действует профсоюз государственных служащих. Вы работаете в контакте?

– Конечно, мы работаем в тесной связке, ведь быть государственным гражданским служащим и не состоять в профсоюзе – это не совсем правильно. Совместно с отраслевым профсоюзом мы делаем немало, спасибо за это его председателю Константину Стрельченко. К примеру, это летнее оздоровление детей. Насколько я знаю, все заявки работников нашего управления по июню закрыты, отказов не было. И это серьезное подспорье для госслужащих.

Ежегодно проходят разнообразные спортивные соревнования, которые организовывает наш профсоюз. Многие запомнили республиканскую спартакиаду госслужащих, которую мы провели в 2016 году, участие в ней приняли более полутора тысяч наших коллег. Но потом, к сожалению, мы немного притормозили в силу технических и организационных сложностей. А сейчас работники государственных органов активно выступают за то, чтобы в будущем такую спартакиаду все-таки проводить. На это я им говорю: в 2016-м инициатива шла "сверху ", мы все организовали, показали, как это хорошо, сумели с помощью этих соревнований "расшевелить " людей, дали им возможность показать себя. Вы посмотрели, попробовали, почувствовали – теперь выходите с инициативой, готовьте и проводите новую спартакиаду. И, я думаю, мы этого дождемся.

Без профсоюза, без живых мероприятий и общения мы, наверное, были бы бюрократами. 

– Ваши пожелания коллегам в профессиональный праздник?

– От души желаю им побед на всех фронтах, мирного неба, здоровья, добра и благополучия. Каждый из нас, приходя на свое довольно непростое рабочее место, принимал присягу государственного служащего. Я не устаю повторять: каждый день вспоминайте ее слова. И будет легче. С праздником, коллеги!

ЛуганскИнформЦентр — 15 июня — Луганск